Жесткокрылые Саратовской области

ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

http://www.sgau.ru/

Доказано: никого ничему научить невозможно. Задача многократно усложняется, если надо не только научить разбираться в основных экологических понятиях, но и сформировать нравственно-эстетическое отношение к миру, то есть научить видеть явления культуры и понимать, какие из них «культурные», а какие скорее «антикультурные». Сейчас в России, по мнению многих, существует разрыв между образованием и экологическим воспитанием, который необходимо восполнять. Формирование обоснованных, а поэтому и устойчивых представлений о многообразии животного мира, и о роли животных в природе Земли возможно лишь на базе научных знаний о животном мире в целом, и о животных каждого конкретного региона, в котором живет и занимается хозяйственной деятельностью данный человек. Специалист в сфере экологического образования должен уметь понимать и знать, что происходит в современном мире.

С одной стороны, современный человек каждый день сталкивается с таким количеством информации, которое нашим далеким предкам хватало на всю жизнь. С другой стороны, система школьного, и не только, образования ориентирована в основном на передачу и усвоение информации в виде текста. Нас почти никто и никогда не учит созерцать картину, понимать основные экологические проблемы. Для кого-то это, должно быть, просто «досадное недоразумение», для эколога же – серьезная проблема. За школьные годы мы постепенно разучиваемся воспринимать нетекстовую информацию, а, значит, необходимо снова знакомить с окружающим предметным миром студентов. Это «знакомство» удобнее всего осуществлять в музеях биологических профилей. Зоологический музей несет научную, образовательную и просветительскую функции. Обучение в стенах музеев может быть организовано как проведение занятий в залах, экскурсии или практика.

Энтомозоологический музей при кафедре «Защиты растений» Саратовского государственного аграрного университета был создан в 1976 г. Его основой стали энтомологические сборы профессора Н.Л. Сахарова и А.П. Кумакова, коллекционный фонд птиц и зверей, собранный заведующим кафедрой энтомологии профессором А.А. Мегаловым, а также сборы насекомых, птиц и млекопитающих доцента Б.С. Якушева.


Экспозиция зоомузея СГАУ. Фото: А.С. Сажнев.

В музее А.Б. Халтуриным составлена справочная коллекция по жесткокрылым, чешуекрылым, полужесткокрылым и другим представителям класса насекомых в 40–45 тыс. видов. Имеются экземпляры многих представителей класса птиц, млекопитающих и других зоологических групп, что позволяет вести обучение по курсам зоологии, биологии лесных зверей и птиц, охотоведению. По курсу сельскохозяйственной энтомологии имеются предметные видовые коллекции в количестве 150 экземпляров, которые используются непосредственно в учебном процессе. В музее находится уникальный шкаф, содержащий более 100 тыс. видов различных насекомых. Еще один уникальный экспонат – окаменелый череп зубра, возраст которого насчитывает порядка 10 тыс. лет.

В настоящее время создается новая экспозиция, посвященная пчеловодству. Ежегодно музей посещают сотни экскурсантов. В течение года музей посещают школьники, учащиеся техникумов и любители природы, студенты многих специальностей университета, различные официальные делегации, в том числе и иностранные.

Материалы, экспонируемые в зоологическом музее, позволяют углубить знания систематики, а также дают возможность анализировать изменения в морфологии, имеющие приспособительное значение в процессе эволюции, широко представлена коллекция основных вредителей сельского и лесного хозяйств.

Существенную роль играет зоологический музей в повышении уровня и улучшения качества проведения лабораторно-практических занятий. В основном материалы музея используются при изучении систематики классов беспозвоночных животных. А также улучшения навыков определения энтомологического материала. Занятия на базе музея позволяют студентам проявлять большую самостоятельность. При этом преподаватели кафедры осуществляют контроль, консультируют студентов, помогают разобраться в вопросах, которые у них возникают. Все это ценно с точки зрения разнообразия форм руководства самостоятельной работой.

Широко используется зоологический музей и в период прохождения полевых практик по зоологии и методике преподавания зоологии и профилирующих предметов: энтомологии, защиты растений. Стоит отметить, что современный материал для фондов музея собирается самими студентами во время прохождения летней и производственной практик в большинстве районах области, а иногда и в других регионах.

Не стоит забывать и о том, что человек вносит все новые изменения в окружающую среду, которые неизбежно сказываются на животных.

Коллекции могут служить индикаторами того, насколько сильное влияние мы оказываем на природу. Коллекционные материалы являются и доказательством научных выводов, которые были сделаны на их основании, позволяют проверить, перепроверить, уточнить эти выводы. Примеров научного использования зоологических коллекций можно привести еще множество.

Таким образом, роль биологических музеев в экологическом просвещении и воспитании студентов преувеличить трудно. Ведь они своего рода природный архив, библиотека природы. Человечество обращается и будет обращаться к ним снова и снова, как к текстам великих писателей.

Из: Ерышева С.С., Сажнев А.С. Роль биологического музея в экологическом просвещении и воспитании учащихся (в печати).